Духовой оркестр - это большая часть моей жизни. Впервые в школьный оркестр при Санкт-Петербургской Консерватории я попал в 13 лет. А в 9-ом классе руководитель и дирижер сценно-духового оркестра Кировского (в то время уже Мариинского) театра Г.И. Страутман, пригласил меня работать в его коллектив.
Мной, как исполнителем на ударных инструментах, в духовом оркестре пройдена огромная школа, которая впоследствии очень пригодилась. Получив второе высшее образование по специальности «дирижёр», я твёрдо решил навсегда остаться в этой бездонной и безумно интересной профессии. В 2016 году маэстро Гергиев предложил мне возглавить сценно-духовой оркестр Мариинского театра, и по сей день я являюсь дирижером и руководителем этого совершенно особенного подразделения.
После нескольких лет работы я задумался о создании Концертного духового оркестра Мариинского театра. Валерий Абисалович идею поддержал, и вот уже 6 лет оркестр неизменно выступает в Концертном зале Мариинского театра с разными по стилю интересными программами.
Острая нехватка гражданских духовых оркестров в первую очередь связана с тем, что у нас в определенный момент пропало понимание глубины, особенностей и красоты духовой музыки, пропал интерес к деятельности духовых оркестров. Все сводилось к шаблонной мысли, что духовой оркестр - это что-то не очень интересное, что это только военные марши и вальсы. Это глубочайшее заблуждение. К примеру, в Японии, Америке, Скандинавии очень популярны Концертные духовые оркестры. И не только оркестры, но и различные варианты исполнений духовой музыки: брасс-квинтет, брасс-семерка, большой брасс. Ими исполняются музыкальные сочинения классиков, писавших музыку специально для духовых инструментов: Римского-Корсакова, Мясковского, Хиндемита, Стравинского. Специально для таких оркестров современные композиторы пишут музыку, делают блестящие аранжировки, транскрипции и переложения классических симфонических сочинений от Баха до Шостаковича, от Чайковского до Прокофьева. И зачастую в варианте для духового оркестра они звучат интереснее и ярче.
Переложения и транскрипции эстрадной музыки в варианте исполнения Концертными духовыми оркестрами также неизменно пользуются огромным спросом. У нас, к сожалению, в этом смысле произошел провал, и именно Валерий Михайлович озарился идеей восстановления и популяризации огромного духового движения.
Мы обязаны продолжать дело Валерия Михайловича потому, что оно правильное, оно с чистой душой и по-настоящему может быть качественным. После того, как я принял участие во ll-ом Международном конкурсе духовых оркестров им. В.М. Халилова, я понял, что у меня в душе есть огромное желание открыть духовую музыку широким массам. Для этого всё есть, можно найти любой материал, так или иначе связанный с духовыми оркестрами и пригласить классных исполнителей. В оркестре им. В.М. Халилова собраны очень сильные музыканты Москвы и Санкт-Петербурга, которые готовы двигаться вперёд к основной цели - возрождению духовой музыки в нашей стране. Публике нравится музыка духовых. Она неизменно заставляет зрителя смеяться и плакать, вспоминать и надеяться, а самое главное - любить. Духовой оркестр затрагивает самые тонкие нити человеческой души, так как является живым органом.
В России катастрофически не хватает классных больших концертных духовых оркестров. А ведь они могут играть любую музыку - от военных маршей и вальсов до опер и балетов. Я убедился в этом на собственном опыте: мы исполняли в переложении для духового оркестра и сюиту из балета "Ромео и Джульетта" Прокофьева, и "Картинки с выставки" Мусоргского, и отрывки из оперы "Хованщина" и "Борис Годунов". Все эти начинания и опыты были крайне удачными, и говорят о том, что духовой оркестр может играть всё.
Так же необходимо иметь коммуникацию и общаться с современными композиторами, пишущими музыку для духовых оркестров и обязательно продвигать это направление.
В творчестве Валерия Михайловича в первую очередь привлекает абсолютная и светлая любовь ко всему. Даже незнакомый с ним человек почувствует, что Валерий Михайлович был очень добрым, настоящим и искренним. Строгий и требовательный в работе, он был человеком с огромным сердцем. Его широкая душа неизменно прослеживается в его сочинениях, всем своим творчеством он стремился популяризовать любимую им духовую музыку. Мы должны обязательно продолжать это дело, и поэтому кажется логичным присвоение его имени создаваемому духовому оркестру. Кому еще можно посвящать фестивали? В честь кого называть учреждения и организации? В России только один человек по-настоящему и искренне занимался этим делом. Если бы Валерий Михайлович был сегодня с нами, духовое общество и вообще духовое дело было бы на порядок выше. Он к этому твердо шёл. После его трагической гибели деятельность Валерия Михайловича продолжает его семья. Отрадно, что идея создания Духового оркестра имени Валерия Халилова была поддержана, и мне доверили руководство и создание этого коллектива. В планах продолжить начатое и развивать духовую музыку так, как хотел бы этого Валерий Михайлович. Я постараюсь не подвести.
Валерий Михайлович говорил: - "К личной славе не стремлюсь. Для меня важно, чтобы соотечественники знали духовую музыку, слушали её, любили...".
Арсений Шупляков